Мониторинг звука. Основные советы.

monitor-zvukaНаличие даже самых прекрасных мониторов совсем не является стопроцентной гарантией того, что мониторинг звука будет на уровне. Кроме того, далеко не все из нас могут похвастаться действительно качественной контрольной системой. Ниже в этой статье приводится несколько основных советов профессионального звукорежиссера Мартина Уолкера относительно вопроса создания высококачественной системы и с ее помощью выполнить мониторинг звука.

Для того, чтобы процесс создания музыки был успешно завершен необходимы не только лишь навыки микширования – в таком деле очень важную роль играет степень надежности контрольной системы.

Сегодня многие музыканты, которые записываются в личных студиях звукозаписи, рано или поздно сталкиваются в ситуации, когда их миксы на собственных колонках звучат великолепно и одновременно с этим при воспроизведении на каком-то другом оборудовании их баланс, мягко говоря, «не тот». Следует отметить, что в этом случае приобретение более дорогостоящих мониторов является только лишь половиной решения возникшей проблемы такого рода, как качественный мониторинг звука.

Создать великолепные миксы на самом деле возможно и на недорогих мониторах, главным в данном случае является наличие представление относительно того, каким будет на других колонках звучание микса. В первую очередь, следует убедиться, что в независимости от того или иного типа мониторов получится самое лучшее звучание. И совсем необязательно тратить огромные суммы для этого. Просто для того, чтобы мониторинг звука выполнить грамотно, необходимо изучить несколько основных правил этого процесса, которые описаны ниже.

1. Приобретая новые мониторы или в процессе усовершенствования тех, которые уже имеются останавливать свой выбор следует на звучащих нейтрально. Огромной популярностью сейчас пользуются колонки с детальным, агрессивным звуком, но если используются такие контрольные системы, может возникнуть ситуация, при которой в процессе воспроизведения через более стандартные мониторы миксы обретут излишнюю мягкость.

Есть мнение, что музыка обязана противостоять тональной тенденции мониторов, если такая имеется. Т. е., для создания музыки с малым количеством баса рекомендуется использовать мониторы с басовым тяжелым звучанием и, соответственно, наоборот.
     
2. При использовании дорогостоящих мониторов, звучащих детально и чисто не стоит забывать, что воспроизведение музыки в дальнейшем на более простых системах может за собой повлечь потерю определенных второстепенных деталей. В связи с этим, специалисты рекомендуют перепроверять звучание на дешевых и простых колонках – только в таком случае мониторинг звука можно считать выполненным верно.

Большое число современных звукоинженеров используют 1-ну пару мониторов высокого уровня качества для доскональной и подробной работы и еще дополнительную пару мониторов, которые имеют среднее качество для того, чтобы проверить звучание микса в целом.

3. В том случае, если используются пассивные мониторы, то для раскачки динамиков следует применять усилитель с довольно высокой мощностью. Еще более целесообразно соединить такой усилитель с не очень большими динамиками, которые просто и легко двигаются с чистым звуком. Если поступить наоборот, т.е. использовать слабый усилитель и мощные дорогостоящие колонками, то в таком случае увеличивается риск появления поломки.

Нужно учитывать, что перегрузка выходных каскадов способна спровоцировать сбой в работе усилителя – он начнет клиповать и обрезать верхушки звуковой волны. В процессе этого происходит генерация большого числа гармоник, а они могут спровоцировать то, что высокочастотные динамики выйдут из строя. Если такая ситуация уже возникала в прошлом, то абсолютно вероятно, что причиной ее являлся именно усилитель, который стоит обязательно заменить на другой, имеющий большую мощность.

4. Нецелесообразным является использование дорогостоящей сверхвысококачественной суперсовременной техники, но, при этом, кабели между усилителем и колонками обязательно должны отличаться высочайшим уровнем качества и повышенной прочностью – в противном случае пострадает звук, особенно это характерно для баса.

5. В значительной мере результат такого процесса, как мониторинг звука, и сам итоговый звук зависит напрямую от размещения мониторов. По мнению профессионалов, в идеале расстояние между колонками ближнего поля должно быть равным 1,5-1,8 м, как, и расстояние от Ваших ушей до мониторов. Есть негласное, но обязательное к применению правило, по которому колонки и Ваша голова в комбинации должны формировать равносторонний воображаемый треугольник.

6. Для того, чтобы не допустить чрезмерного баса, необходимо размещать мониторы как можно дальше от углов помещения. Кроме этого, ни в коем случае нельзя игнорировать рекомендации компании-изготовителя в вопросе положения колонок по отношению к тыловой стене.

В зависимости от тех или иных особенностей разработки, некоторые из мониторов рассчитаны при размещении их возле стены на усиление басов, другие же работают сбалансировано исключительно при условии размещения их на каком определенном расстоянии от тыловой стены.

Также следует соблюдать одинаковое расстояние от боковых стен до колонок -иначе их звучание будет существенно различаться, и, в результате, испортится общая целостная стереокартина. Для того, чтобы максимально ослабить эффект от акустики в помещении, мониторы желательно размещать от боковых и тыловой стен комнаты на неодинаковом расстоянии.

7. Целесообразно устанавливать высокочастотные динамики на уровне ушей, потому, что как раз именно высокие частоты в себе содержат большую часть информации относительно направленности. В связи с этим рекомендуется разворачивать некоторые мониторы немного внутрь таким образом, чтобы пищалки направлены были прямо на уши.

В том случае, если обычно Вы слушаете музыку не в гордом одиночестве, то рациональнее всего будет настроить угол разворота так, чтобы каждая из пищалок как бы «смотрела» на воображаемую середину, которая находится на небольшом расстоянии позади Вашей головы.

8. Двигая стул вперед/назад, нужно отрегулировать между колонками угол. Если Вы будете находиться слишком близко, то это спровоцирует получение чересчур широкой стереокартины. Кроме того, это также в значительной степени затруднит и работу с центральными моно-составляющими звукового сигнала. Соответственно, наоборот, чересчур далекое расположение способно вызвать уменьшение ширины стереобазы.

9. При помощи нескольких друзей выполнить все, что сказано в предыдущем пункте, можно с точностью, но наоборот, т.е. будете перемещаться не Вы, а сами колонки. Для этого следует поставить свой стул максимально удобно и послушать в моно. Между мониторами на середине пути Вы услышите точное центральное звучание - после некоторой ширины его ясность начнет мутнеть.

10. Когда мониторы, будут расположены правильно, нужно отрегулировать угол, который находится между ними – это позволит создать оптимальный звуковой центр. С этой целью рекомендуется прослушать много высококачественного стереоматериала и при этом пробовать перемещать свою голову в различные стороны. Именно таким способом можно проверить размер оптимальной зоны.

11. Кроме того, специалисты по звуку рекомендуют размещать мониторы ближнего поля на прочных и жестких подставках. Тогда, когда же разработка монитора допускает установку ее вблизи тыловой стены, следует использовать специальные настенные полки, которые характеризуются повышенной прочностью.

12. После того, как закончена установка громкоговорителей, наступает черед побеспокоиться относительно их жесткой фиксации в самом оптимальном положении. Нельзя допускать любые даже самые незначительные покачивания или колебания. В процессе каждого движения диффузора басового динамика вперед выполняется попытка корпуса монитора быть сдвинутым назад. Тогда, когда это происходит, страдают не только лишь басы, но также и высокие частоты, которые излучает теперь движущийся источник.

Как всем известно, при частоте 10 кГц в воздухе длина волны ненамного превышает отметку в 2 см, поэтому есть большая вероятность значительного помутнения ясности наиболее высоких частот, а также центра.

13. Профессионалы не рекомендуют мониторы ставить на микшерный пульт, потому, что кроме того, что жесткость его поверхности является недостаточной, она имеет еще один существенный недостаток: подобно зеркалу она отражает и увеличивает воспринимаемую средних громкость частот.

14. Компании-производители большого числа напольных стендов изначально их оснащают специальными коническими шипами – эти шипы для сохранения устойчивости можно регулировать, притом, даже на неровном полу. Уберечь от негативного влияния половиц высокий уровень качества звучания баса помогут специальные неопреновые прокладки, которые располагаются между колонками и полками.

15. Тогда, когда все правила, описанные выше, выполнены с целью проверки мониторной системы следует прослушать определенное количество записей, которые качественно смикшированы.

В том случае, когда все равно качество звучания не устраивает, необходимо обратить внимание на акустику в помещении. Проблема такого рода затронута в большом количестве различных специализированных пособий. Поэтому если есть желание работать над записями, имеющими коммерческий характер, то следует задуматься о помощи профессионального и грамотного эксперта, хотя много чего для улучшения акустики большинства помещений можно сделать и самостоятельно.

16. В расположении оборудования для звукозаписи приветствуется симметричная разумная форма. Необходимо позаботиться, чтобы левая половина студии отображала зеркально правую и, соответственно, наоборот – таким образом Вы получите максимально качественный стереозвук.

Также следует сделать все возможное для того, чтобы предотвратить потенциальные отражения звука от стены, находящейся позади Вас. Такие отражения характеризуются способностью интерферировать с тем прямым звуком, который исходит от мониторов.

17. В том случае, если у Вас отсутствует возможность использовать большое помещение с нейтральной акустикой, не рекомендуется пользоваться колонками с чересчур широким басовым ответом – они только усугубят проблемные места комнаты, а кроме этого еще и работу баса отразят неправильно.

Для небольших по площади помещений прекрасно подходит срез низов от 60 Гц. Мощный, сильный, бас может, безусловно, понравиться клиентам Вашей студии, но при этом он помешает сфокусироваться на самом главном, т.е. среднечастотном диапазоне. Кроме того, уровень качества микса в данном случае, скорее всего, тоже пострадает.

18. В значительной мере на качество стереокартины оказывает влияние сильные отражения, происходящие от студийных объектов. В этом случае необходимо использовать зеркала – их следует разместить на потолке, стенах и около других студийных объектов, которые находятся между мониторами и Вами. Когда Вы сможете увидеть в зеркале колонки, то, значит, такой путь найден! 


Заказ консультации
Ф.И.О.:
Область:
Телефон: