Эквалайзеры: виды и сфера применения

Эквалайзеры: виды и сфера примененияВ данной статье рассказывается о видах эквалайзеров, их назначении и отличиях.

Главная функция эквалайзера — то, ради чего он создан — заключается в уменьшении или увеличении амплитуды частот звука на определенном спектральном диапазоне.

Любые устройства, воздействующие каким-либо образом на часть спектра, часто называют фильтрами. Эквалайзер, в этой связи, также можно отнести к фильтрам.

Собственно фильтры могут обладать несколько иными параметрами, в связи с чем они относятся к особой категории приборов звукообработки.

Эквалайзеры подразделяются на два основных вида:

1. Графические

Их сфера использования — концертная работа, заключающаяся в многополосной отстройке порталов, мониторов и прострелов. Яркий пример — панель со слайдерами, отвечающими за понижение или повышение амплитуды звука на определенной фиксированной частоте.

Особо популярен в «семействе» графических эквалайзеров 31-полосный, нередко именуемый 1/3-октавным.

Зависимость герц и октав носит нелинейный характер. Именно поэтому при повышении на одну октаву звука частота его главного тона увеличивается в два раза. Величина диапазона частот, контролируемая каждой ручкой графического эквалайзера, не фиксирована, в отличие от диапазона интервального.

Человеческое ухо воспринимает спектр частот в пределах от 20 до 20000 Гц, и 1/3-октавный эквалайзер, зачастую, захватывает именно данную амплитуду. Каждые последующие 3 полосы повышают предыдущую на одну октаву, регулируемую посредством ручек.

К примеру, когда первая из полос имеет частоту 20 Гц, четвертая выдаст частоту 40 Гц, то есть происходит повышение тона на октаву. Промежуточные величины в треть октавы корректируются 2-ой и 3-ей полосами. Частотный диапазон от 20 до 20000 герц равняется десяти октавам, поэтому с первой полосой устройство совмещает в себе 31-третьоктавный слайдер.

Графические эквалайзеры: преимущества:

  • Быстрое и удобное воздействие на спектр.
  • Изменение различных участков спектра в минус и плюс, производимое одновременно.
  • Наглядность графики, простота использования.

Недостатки графических эквалайзеров:

Частоту, подвергающуюся воздействию, точно локализовать не удастся. Например, при резонансе на частоте 430 герц регулируется слайдер, максимально близкий к этой частоте — к примеру, 500 Гц, а это является настройкой очень грубой.

Уровень добротности на всех полосах также недоступен. В ряде дорогостоящих моделей такая функция реализована, однако большинство распространенных графических эквалайзеров возможности такой не имеют.

Абсолютно плавного спектрального перехода, даже при близком взаиморасположении слайдеров относительно друг друга, не добиться.
Итог — засорение звука искажениями, пусть не столь заметными на концерте, но довольно ощутимыми в студийной работе.

По этой причине студии звукозаписи отдают предпочтение не графическим устройствам, а более разносторонним, точным и аккуратным параметрическим.

2. Эквалайзеры параметрические

В данном виде устройств нет столь обширной количественной реализации эквализирующих полос, как в графических. Но, поскольку существует возможность точной частотной локализации, лишние полосы здесь вовсе не обязательны.

Часто в параметрических эквалайзерах есть 2-4 полосы, которые можно закрепить за определенным диапазоном, в пределах которого осуществляется регулировка их частоты, либо же они используются на всем диапазоне.

Название «параметрические» данные устройства получили потому, что дают возможность полного изменения параметров эквализации. При грамотном подходе параметрические эквалайзеры позволяют добиться по-настоящему гармоничного звучания.


Заказ консультации
Ф.И.О.:
Область:
Телефон: